Развитие без границ
8 (800) 500-39-79
Звонок по России бесплатно
02.10.2019
Поделиться: 0
  • Facebook
  • Vkontakte
  • Telegram
10738

Как заставить ребенка читать книжки

Не так давно книги были неотъемлемой частью досуга и детей, и взрослых. Читали все – от мала до велика, но всё меняется. С приходом в нашу жизнь высоких технологий, молодое поколение все чаще отдает предпочтение телевизору и компьютеру, а чтение, как вид отдыха, уходит на второй план. Естественно, что многие родители задаются вопросом: «Как заставить ребенка читать?»

Стоит ли ребенка заставлять читать

Многие поколения родителей выросли на книгах. Во времена их юности чтение было не только самой популярной формой домашнего досуга, но и единственным способом получить информацию по нужной тематике. Но прогресс не стоит на месте, и век высоких технологий принес нам всемирную информационную сеть – интернет. Литература, и как вместилище знаний, и как развлечение отошла на второй план.

Сегодня не нужно идти в библиотеку для подготовки доклада по биологии, не нужно читать произведение, чтобы написать по нему сочинение. Информация стала легкодоступной и от этого менее ценной. Педагоги школ бьют тревогу: каждое последующее поколение детей все меньше интересуется литературой, отсюда безграмотность, косноязычие. Как заставить ребенка читать? И нужно ли заставлять?

Как заставить ребенка читать книжки

У каждого родителя свое мнение на этот счет, но педагоги в своем видении ситуации едины: не стоит заставлять детей читать. С ранних лет важно привить любовь малыша к книге, тогда он будет сам тянуться к литературе.

Чтение «из-под палки» только отталкивает от этого вида деятельности, ребенок начнет воспринимать книгу, как трудовую повинность, а этого нельзя допускать. Чтение художественной литературы должно стать развлечением, досугом. Не стоит использовать книгу как рычаг давления на малыша и, тем более, в качестве наказания за проступки.

Почему дети не читают?

Перед тем, как услышать мнение психологов и педагогов, попробуем ответить на этот вопрос, взглянув на чтение глазами детей:

  • «Зачем читать книги, если я могу посмотреть мультфильм?» Восприятие информации в форме видео дается детям проще. Безусловно, просмотр хорошего мультфильма является полезным видом досуга, но не развивает так, как чтение или прослушивание книги. Видео показывает готовую картинку и не оставляет места для полета фантазии, не заставляет работать воображение. Родителям придется постараться, чтобы заинтересовать книгой сильнее, чем просмотром мультфильма.
  • «Сами смотрят телевизор, а меня читать заставляют». С самого рождения дети копируют поведение взрослых, их привычки. Если семья читающая, то вероятность того, что ребенок пойдет по стопам родителей возрастает. Наличие дома библиотеки само по себе хорошо, но если малыш не будет видеть взрослых, занятых чтением, то полка с книгами будет восприниматься, как предмет интерьера.
  • «Книга мне надоедает, я устаю». Большинство маленьких детей посещают детский сад, в котором находятся в будние дни с утра до вечера. Приходя домой, ребенок хочет отдохнуть, поиграть. Когда малыш пойдет в школу, нагрузки будут еще серьезнее. Важно учитывать загруженность ребенка, не заставлять читать помногу – полчаса перед сном будет вполне достаточно. В период адаптации к первому классу чтение лучше отложить на выходные дни.
  • Как заставить ребенка читать книжки
  • «Чтение – это скучно». Родителю не всегда удается подобрать такую книгу, которая бы заинтересовала малыша. Попытки взрослых навязать ребенку свои предпочтения в литературе нередко ведут к тому, что он теряет всякое желание читать, толком даже не начав. При выборе книги важно опираться на вкусы малыша, учитывать его возраст.
  • «У меня не получается». Медленно и неуверенно читающий ребенок быстро потеряет интерес к книге. Слабо развитый навык чтения не дает малышу бегло знакомиться с текстом и запоминать прочитанное.

Ребенок боится читать – в чем причина

Нередко чрезмерная требовательность родителей приводит к тому, что малыш начинает бояться читать. Страх совершить ошибки рождает в нем неуверенность в собственных силах. В таком случае ребенок начинает воспринимать книгу как наказание, это не дает ему вдуматься, сосредоточиться на процессе чтения, почувствовать интерес к сюжету произведения.

Не стоит давить на детей, в дальнейшем это может привести к развитию комплексов, замкнутости, плохой концентрации, неспособности сосредоточиться на каком-либо виде деятельности.

Помните, у родителя и школьного учителя разная задача: педагог стремится дать ребенку больше знаний, повысить его успеваемость. Первостепенной целью родителя является воспитание в малыше счастливой и здоровой личности, а знания и навыки всегда можно улучшить.

Знакомство с правильными книгами

Важно выбирать книги с таким сюжетом, который сможет заинтересовать ребенка. Малышам очень нравятся зарубежные и отечественные сказки.

Вот только малый список детских произведений, которые можно предлагать к прочтению:

  • русские народные сказки хорошо подходят для чтения самым маленьким: «Маша и медведь», «Колобок», «Гуси-лебеди», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба»;
  • сказки Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане»;
  • сказки Братьев Гримм «Бременские музыканты», «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов»;
  • детей постарше не оставит равнодушными замечательный сборник Виктора Юзефовича Драгунского «Денискины рассказы», а также повести Николая Николаевича Носова «Мишкина каша», «Живая шляпа».

Обращайте внимание на то, какие произведения больше нравятся ребенку, подбирайте похожие по жанру.

Как заставить ребенка читать книжки

К сожалению, сейчас совместное чтение взрослого и ребенка все чаще уходит в прошлое. А ведь это лучший способ начать знакомство с книгами, приобщить детей к чтению. Когда родитель знакомит ребенка с сюжетом сказки, обсуждает ее после прочтения, малыш незаметно для себя вливается в процесс. Хорошо мотивирует чтение по абзацам – часть читает родитель, часть ребенок.

Если малыш еще не обучен грамоте, то стоит постепенно знакомиться с алфавитом, после этого чтением по слогам, словам, а затем и предложениям. Такие занятия можно проводить дома, но важно помнить, что в них важна последовательность. Хорошим подспорьем является обучение ребенка чтению в центрах дошкольного развития. Оно ведется профессиональными педагогами с учетом передовых методических разработок. Такой подход позволяет малышу быстро и в формате игры научиться читать на довольно высоком уровне.

Развитие навыков чтения и участие родителей – это самая благоприятная почва для воспитания в малыше любви к книгам.